http://www.sailhas.ru
 
пятница 24 февраля 2017 - 13:39:00
для печати  создать pdf-документ из этой статьи   
Не все дороги ведут в Рим
Автор: Лео Костылев -
в рубрике  Есть мнение
Не знаю, для кого как, а для меня уходящий год был годом III Премии МАПП «Держава мастеров». Наша «Премия» развивается поистине нечеловеческими темпами, достигнув внешне и внутренне размеров взрослого организма всего за три года.

И главной причиной этого я вижу, прежде всего, самоотверженный труд сотрудников МАПП, который и является опорой доверия большинства участников рынка к нашему проекту. Серьезную роль играет также и существующее среди небольшой группы участников отрасли критическое отношение к «Премии», так как ничто так не «пробуждает» систему к действию, как сопротивление. Спасибо старику Ньютону, объяснившему нам, что когда на нас сильно давят, то мы вынуждены давить в ответ с такой же силой, и это происходит не по нашей прихоти, а является законом физики. Русский человек привычен к противостояниям и умеет с ними хорошо справляться, проявляя в них свои наиболее ценные качества. А вот что «убивает» русского, так это достаток и лесть.

Жить хорошо и думать, что это и есть хорошо, – страшнее любого яда разрушает душу и тело русского.

Но нам задумываться об этом некогда, ибо кроме вспышек критики в адрес проектов МАПП их еще и копируют, да с такой скоростью, что единственным методом устранения последствий этого остается постоянное внедрение в жизнь новых идей и проектов. Мы не посыпаем себе голову пеплом, годами оплакивая заимствованные у нас идеи, а наоборот, радуемся, что наш труд пришелся по вкусу не только нам и нашим друзьям, но и тем, другим.

У «Премии МАПП», как и любого другого большого начинания, существуют, конечно же, и объективные сложности, а также процессы, требующие дополнительного внимания и разъяснения. На протяжении всех лет существования «Премии», например, активно дискутируется и вызывает недоумение у некоторых участников рынка вопрос определения страны происхождения товаров, представленных на соискание нашей «Премии».

Как известно, «Премия МАПП» создана для отечественных производителей бизнес-сувенирной и подарочной продукции, и, следовательно, представленные образцы изделий должны быть произведены в России. Большинство возражений наших оппонентов на эту тему являются, конечно же, следствием обыкновенного невежества. В России угасла культура производственного предпринимательства, в отраслях потребления индустриальное производство отсутствует практически полностью, поэтому и восприятие термина «отечественное производство» у многих наших критиков основывается на понимании производства как кустарного ремесла: бабушка постригла овечку, спряла из шерсти пряжу и связала из нее носки. Получился идеал отечественного продукта. Сильно, однако, устаревший.

В условиях индустриального производства и глобальной интеграции такое больше не представляется возможным. Среди промышленной продукции нет практически ни одного изделия, вся себестоимость которого была бы произведена в одной стране. Именно поэтому в мире существует стандартная система определения страны происхождения товаров и услуг. За исключением некоторых нюансов, во всех странах пользуются одной и той схемой, которую и мы взяли за основу.

Необходимость появления такой четкой системы определения товаров и услуг по месту их происхождения связана, прежде всего, с тем, что на всех локальных рынках существуют определенные преференции для продукции, доказательно произведенной в том или ином месте. Большинство российских импортеров, например, знакомы с сертификатом «А» или сертификатом GSP, благодаря которым можно получить освобождение от уплаты таможенной пошлины. Сертификаты эти выдают соответствующие государственные организации в стране-производителе, которые и используют в своей работе схемы определения происхождения товара и являются гарантом того, что товар действительно произведен в том месте, что указано в сертификате.

Общим правилом для определения места происхождения товара является расчет его себестоимости. Страна, где произведено более половины себестоимости товара, и считается страной – производителем товара. Казалось бы, все просто, однако нам слишком часто приходится разъяснять нашим партнерам и оппонентам такие простые истины. По какой-то неясной для меня лично причине на рынке нет веры в возможности отечественного производства. При этом, когда говорят, что изделие произведено в Китае, это никогда не вызывает никаких споров и недоумений. Но произведены ли действительно те самые изделия в Китае или сколько процентов их себестоимости произведено в Китае, никто не задумывается. Так давайте же, справедливости ради, задумаемся над этим мы.
Вот несколько простых примеров. USB-накопитель в пластмассовом корпусе, на котором написано «Made in China». Все знают, что сердцем такого изделия является печатная плата с чипом, а последние производятся из кремния. Две трети кремния для целей электронной промышленности добывается в США, еще половина оставшегося – в Японии. В связи с этим крупнейшими производителями качественных чипов для данных устройств являются, прежде всего, США, за ними Япония, и далее Южная Корея. В большинстве китайских USB-накопителей установлены чипы, изготовленные именно в этих трех странах. Корпус и некоторые другие детали USB-накопителя сделаны из пластмассы, которая, как известно, производится из нефти и газа. Китай не обладает такими запасами этого сырья, которые обеспечивали бы даже малую часть его промышленных нужд в пластмассе, так что вполне реально, что пластмасса китайского USB-накопителя имеет российское происхождение. Одна из существенных затрат промышленных производств – энергия, особенно таких производств, где установлено оборудование для прессования пластмасс. Энергию Китай закупает, так же как и сырье для производства энергии, в том числе и в России. Так что же в итоге остается китайского в китайском USB-накопителе? Работа рук китайского рабочего, составившего из иностранных частей готовый продукт?

Если взять в пример китайские пластмассовые шариковые ручки, то количество китайской себестоимости в них окажется еще меньше, ибо, помимо энергии и сырья, произведенным не в Китае окажется, как правило, и пишущий узел изделия – основная его часть. И в отличие от ручной сборки USB-накопителей, пластмассовые ручки собирают автоматы, так что количество рабочих на фабриках пишущих принадлежностей минимальное, а сборочное оборудование – иностранное.

Но, может быть, так обстоят дела только в Китае? Давайте попробуем переместиться в Европу, на завод швейцарского производителя ручек «Prodir». Сырья для производства пластмассовых ручек и энергии для работы термопластавтоматов не имеется и в Швейцарии. Всё это они также закупают у соседей. Стержни ручек также производятся в Швейцарии, однако ни вольфрама, необходимого для производства шарикового механизма, ни нержавеющей стали в Швейцарии не водится. До последних лет (я был на заводе в конце 2000-х) чернила для шариковых ручек поставлялись из Германии. Для стержней новой технологии чернила создаются в Швейцарии, но ни масляная основа чернил, ни сам краситель не являются швейцарскими. В отличие от китайских ручек (в основном копий), дизайн всех ручек этой фабрики создан несколькими итальянскими дизайнерскими компаниями. Я уже не вспомню страну – производителя станков, на которых льют пластмассовые корпуса и детали ручек (хотя в моем архиве имеются фотографии машинного зала, и если надо, эти сведения будет нетрудно разыскать), но зато четко знаю, что тампостанки для нанесений на них – итальянского производства, а краски, которыми делаются нанесения, – немецкие. Как на заводе, так и в офисе в момент моего посещения работало много иностранцев, от итальянцев до датчан, и это еще одно отличие от китайских заводов. Так что же в швейцарских ручках «Prodir» действительно швейцарского, кроме земли, на которой стоят заводы этой марки? Несмотря на это, никто не станет оспаривать страну происхождения этих изделий. Не оспариваю и я, понимая, что, во-первых, современное производство и не может действовать иначе, чем в приведенных выше примерах, а во-вторых, если посчитать процент себестоимости этих изделий, созданный на территории Швейцарии, то ручки окажутся произведенными именно в этой стране.

Так вот, с российской продукцией то же самое. Российские ежедневники делаются с обложками из материалов, привезенных из Италии или Китая, на бумаге финского производства, печатаются немецкими красками на немецком, японском или каком-либо другом иностранном же полиграфическом оборудовании. И все же никто не может отрицать, что это продукция российская.

Помимо таких простых ситуаций, в нашей работе возникают и более сложные, ибо «Премия МАПП» не является конкурсом российской потребительской продукции, наш профиль – подарки и бизнес-сувениры. Поэтому «Премию» может получить, например, китайская керамическая кружка, на которой в России произведено нанесение по дизайну российского происхождения и которая упакована в дизайнерскую упаковку, произведенную также в России. Посчитанная по схеме определения происхождения товара, включенной нами в пакет для участника «Премии», такая кружка неминуемо окажется именно российским подарком, несмотря на то, что субстрат для изготовления этого подарочного изделия был произведен в Китае.

Премия МАПП «Держава мастеров» является конкурсом отечественной продукции, поэтому все изделия, присланные нам на соискание премии, являются для нас российскими. Мы доверяем своим партнерам, и у нас нет никаких оснований для сомнений. К тому же с чисто юридической точки зрения у МАПП нет права отрицать или утверждать что-либо относительно происхождения той или иной продукции, ибо мы не обладаем техническими средствами для проведения экспертиз на этот предмет. Да и не станем никогда этого делать из уважения к своим коллегам, которых считаем сознательными и ответственными предпринимателями. На самый же крайний случай у жюри всегда имеется возможность не награждать ту продукцию, в происхождении которой имеются какие-либо сомнения.

Конечно, в нашей работе не может не возникать ошибок и просчетов, ибо не ошибается тот, кто ничего не делает. Однако, как сказал Чехов: «Вежливость состоит не в том, чтобы не пролить соус на скатерть, а в том, чтобы не заметить, когда это сделает другой». Тем более что для проведения «Премии» мы используем собственные средства и помощь наших добровольных спонсоров, а не собираем на свои ошибки деньги со всей отрасли. Главное – уметь выявлять свои ошибки и, честно признаваясь в них самим себе, отрабатывать их так, чтобы не совершать вновь. Для этого нам не требуется ни ездить учиться в Рим, ни учиться туда ездить.


С наилучшими пожеланиями, Лео Костылев.






Поделиться: 
Комментарии:  0
Журнал Профессионал рекламно-сувенирного бизнеса © 2011
Разработчик : Lexxa